Вы здесь

Организация питания ЭБУ M74

Тема казалось бы простая, но есть нюансы. Схема управления питанием решает несколько задач:

  1. В состоянии выключенного зажигания (на клемме 15 замка зажигания отсутствует напряжение) питание ЭБУ, датчиков и исполнительных механизмов не осуществляется.
  2. В состоянии включенного зажигания (на клемме 15 присутсвует напряжение +АКБ с клеммы 30 замка зажигания) осуществляется питание ЭБУ (МК и встроенные микросхемы, подтяжка отдельных входов колодки ЭБУ к цепи питания), питание датчиков и исполнительных механизмов.
  3. При выключении зажигания питание ЭБУ сохраняется некоторый период времени с целью выполнения алгоритмов защиты элементов двигателя и алгоритмов подготовки к отключению питания.
  4. Получение стабилизированного напряжения питания +5В для цепей питания МК и микросхем, а так же, организации цепи питания подтяжки.

Для начала приведу общую схему системы питания.

Рассмотрим каждый режим отдельно.

Зажигание выключено

Цепь питания от АКБ разомкнута, главное реле разомкнуто, питание потребителей не осуществляется.

Включение зажигания

Появляется напряжение питания с клеммы КЛ15 замка зажигания на входе X2:F2 ЭБУ. Вход X2:F2 через диод развязки подключен к стабилизатору напряжения на базе микросхемы(МС) Infineon TLE4473GV55.

Данный стабилизатор выдает стабилизированное напряжение +5В для двух независимых цепей. Цепь Q2 реализует цепь питания МК и прочих МС ЭБУ. Цепь Q1 реализует цепь питания внешних датчиков (например, выход K1 - питание ДПДЗ), а так же, внутреннюю цепь подтяжки для внешних датчиков (C2 - вход ДТВ). Входное питание +12АКБ КЛ15 с X2:F2 подается на вход I(7). Применяемая МС стабилизации позволяет гибко управлять выходными цепями питания. ЭБУ в определенных режимах может отключать питание внешних датчиков. МС по сигналу сторожевого таймера МК может генерировать сигнал сброса МК. Цепь питания Q1 через делитель напряжения дополнительно реализует цепь питания 3,3В для внутренних нужд ЭБУ.

После включения зажигания ЭБУ через выход E1 может управлять главным реле, подавая напряжение питания +12АКБ на внешние датчики и исполнительные механизмы.

Выключение зажигания

В момент выключения зажигания пропадает напряжение на входе X2:F2 и соответственно на входе I(7) МС стабилизации. Если ничего не предпринимать, то ЭБУ будет обесточен и не будут выполнены алгоритмы подготовки к выключению (ДЗ не будет выставлена в положение пуска, не будут сохранены адаптации и пр.). Для реализации задержки отключения питания ЭБУ при выключении зажигания применена следующая схема:

Как видно на схеме шина питания МС стабилизации реализована 2 путями: цепь от КЛ15 замка зажигания (входе X2:F2 колодки ЭБУ) и цепь от главного реле (ГР) (вход H1-H2 колодки ЭБУ). Алгоритм работы следующий: в момент включения зажигания используется цепь КЛ15, далее ЭБУ начинает управлять ГР, включает ГР и включается цепь питания VBR. При включенном зажигании напряжение есть на обеих цепях питания, в момент выключения зажигания питание снимается с цепи КЛ15, но отключение ЭБУ не происходит, так как есть питание в цепи VBR от ГР (ЭБУ не отключал питание ГР). ЭБУ выполняет алгоритмы подготовки к отключению питания и выключает ГР (существует калибровка - "задержка отключения ГР") обесточивая МК и все МС ЭБУ.

Задержка отключения ГР реализована группой калибровок, которые включают калибровки защиты от перегрева остановленного ДВС. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости изменяется время задержки отключения ГР для реализации работы вентилятора системы охлаждения.